Дизельные генераторы – сложные особенности простой конструкции

Эпиграф – или зачем нужны дизельные генераторы

Позвольте начать статью о дизельных генераторах несколько необычным образом. Выдержка из новостей, опубликованных после ураганных штормовых ветров в Киеве 12 ноября этого года:

«В Киеве сегодня ночью из-за сложных погодных условий произошло аварийное отключение трех воздушных линий 110 кВ “Ирпень-Беличи”, “Северная-Беличи” и “Северная-Ирпень”. Как сообщили УНИАН в пресс-службе АК “Киевэнерго”, в результате без электроэнергии остались…»

В результате подача электропитания была прервана едва ли не на сутки, и вся питаемая от этих линий инфраструктура, в том числе несколько котельных, медицинских учреждений, банки, бизнес-центры, серверные узлы и телекоммуникационная аппаратура в районе остались без света и электричества. Убытки от подобного суточного простоя для современного высокотехнологичного бизнеса огромны – банки не могут обслуживать клиентов, серверные комплексы не дают доступа к расположенным на них сайтам, а возможные последствия для медицинских учреждений несколько нервируют.

Поэтому в этой статье поговорим, как защитить ваш бизнес от такой удручающей перспективы и обеспечить его бесперебойное электропитание в случае длительных отключений внешнего электроснабжения. Данная проблема одинаково важна как для банковских, медицинских и государственных учреждений, так и для серверных узлов, телефонных станций, заводов и промышленных объектов.

Дизельные генераторы: Бесперебойное электропитание длительностью в сутки

Существует два способа поддерживать бесперебойное электропитание. Либо мы будем запасать электрическую энергию в аккумуляторных батареях, с тем чтобы перейти на батарейное питание при исчезновении напряжения в сети. Либо мы сами сгенерируем нужное нам количество электроэнергии с помощью дизельных генераторов или бензогенераторных установок.

Первый способ имеет свои ограничения, связанные с ёмкостью батарей, их количеством, сроком службы, возможностью их заряда в процессе работы. Для дизельных генераторов время резервной работы практически не ограничено при правильном выборе модели, но генераторы тоже имеют свои особенности – топливо и его сгорание, отвод газов, вентиляция, специальное помещение, возможность установки на улице и др.

Стоит ли выбирать дизельные генераторы для обеспечения собственной энергетической независимости?

Современный бизнес насыщен офисной и компьютерной техникой, не говоря уже о специализированной аппаратуре, и поэтому нагрузки, которые нужно запитать, достигают десятков и сотен kVA. Для таких нагрузок ёмкость батареи расходуется очень быстро, обеспечивая небольшое время резерва (или же надо брать батареи очень большой ёмкости). В результате, для того, чтобы обеспечить питание такой нагрузки хотя бы в течение суток, вам понадобится использовать систему из целого зала аккумуляторов… И вопрос восстановления их ёмкости после разряда – ну очень не простой. Стоимость такого решения будет тоже не малой.

С другой стороны, дизельный генератор мощностью в 20-100 kVA обойдется в гораздо меньшие деньги… Таким образом, уже на этапе организации системы бесперебойного электропитания в вашем бизнесе, вы экономите до значительные средства, используя дизельные генераторы в противовес аккумуляторным шкафам.

А если учесть, что при разумном использовании ДГУ могут прослужить до 10 и более лет (зависит от правильно организованного сервисного обслуживания и условий эксплуатации), а аккумуляторные батареи выходят из строя через несколько лет, разница становится совсем астрономической. Поэтому, для решения задачи длительного гарантированного электропитания, выбор в пользу дизельных генераторов очевиден.

Как устроен дизельный генератор

Дизель-генераторная установка – это агрегат, который генерирует электроэнергию за счет сжигания дизельного топлива. Время работы ДГУ ограничено только запасами дизельного топлива, а генерируемая мощность достигает 10 kVA – 1мВА и более. При этом расход дизтоплива на один час работы дизельного генератора составляет 6 – 50 л дизтоплива в зависимости от мощности ДГУ. Учитывая что отключения электричества бывают не каждый день, затраты на производство собственной электроэнергии мизерны, по сравнению со стоимостью тех же аккумуляторов.

Дизельный генератор состоит из дизельного двигателя, соединенного с одно- или трехфазным электрогенератором.

Конструкция из двигателя и генератора соединена между собой валом, и для стабильного вращения такого вала, важно суметь погасить вибрации, естественным образом возникающие при работе двигателя. Для этого соединение двигатель-генератор должно быть жёстким и точно рассчитанным. Такое возможно только на фирменном оборудовании (Caterpillar). Кроме того, дизельные генераторы устанавливаются на специальной амортизационной раме, компенсирующей вибрацию.

Дизель-генераторные установки производят мощности до тысяч кVA, поэтому генерируемый такими мощными двигателями уровень шума очень высок. Для защиты от шума ДГУ комплектуется специальными кожухами, которые способны снизить создаваемый установкой шум до уровня 37-100 Дб. Тем не менее, требуется отдельное помещение для установки дизельного генератора, которое имеет специальную шумовую защиту. Особенно это важно для размещения установок в черте города.

Двигатель в современных ДГУ работает на скорости 1500-3000 об/минуту, и любое, пусть даже небольшое, нарушение давления, температуры или других характеристик внутри самого двигателя быстро приведет к снижению мощности или даже повреждениям. Поэтому, кроме двигателя, генератора и системы охлаждения современные дизельные генераторы комплектуются многочисленными приборами и датчиками контроля работы.

Важную роль играет качество сопряжения отдельных узлов. Действительно, поскольку многие производители дизельных генераторов просто собирают их из комплектующих различных производителей, места таких сопряжений могут стать уязвимостью вашей ДГУ. В этом плане хотелось бы отметить ДГУ производства компании Caterpillar, все составные части которых делаются на одном предприятии в Великобритании. Caterpillar одна из немногих в мире компаний, которая сама производит все необходимые для дизельных генераторов комплектующие, что естественно повышает и качество сборки, и надежность всей конструкции в целом.

На старт, внимание…

Дизельные генераторы используются в двух основных рабочих режимах – в режиме непрерывной работы, и в режиме резервной работы. И в отличие от режима непрерывной работы, при резервном использовании дизельного генератора играет роль время выхода двигателя на номинальную мощность, а также время его остановки.

Действительно, затрачивается 10-15 секунд на то, чтобы двигатель разогнался и начал стабильную работу на номинальной мощности. Точно также при остановке работы ДГУ двигатель некоторое время (2-3 минуты) работает на холостом ходу, постепенно остывая и замедляя скорость вращения вала.

Поэтому реализовать мгновенное включение-выключение ДГУ при перебоях напряжения во внешней электросети нельзя. Ситуация решается благодаря использованию промежуточного он-лайнового ИБП. Такой ИБП реагирует на перебои электропитания незамедлительно и поддерживает нагрузку на время выхода дизельного генератора в штатный режим работы.

С другой стороны, запуск и выключение являются наиболее критичными моментами работы ДГУ, частые включения-выключения способны быстро расходовать ресурс ДГУ. Поэтому обычной практикой является запуск дизельного генератора только при длительных исчезновениях электропитания, довольствуясь питанием от ИБП при исчезновениях кратковременных. Это процесс регулируется установками автомата ввода резерва, о которых мы поговорим позднее..

Таким образом, использование любого дизельного генератора тут же тянет за собой необходимость приобретения ИБП и достаточного количества батарей.

Кроме того, для включения и выключения ДГУ нужен либо оператор, либо специальная схема (автомат ввода резерва), которая будет делать это по прохождении определенного времени с момента пропадания напряжения в сети.

В итоге использование одного дизельного генератора для того или иного участка инфраструктуры требует установки целого комплекса обеспечивающей аппаратуры, прокладки дополнительных коммуникаций, проведения специальных инженерных работ по шумоизоляции и устранению вибрации, и является достаточно непростой задачей, которая требует отдельного квалифицированного подхода.

Компания М-ИНФО располагает штатом таких специалистов, и решает вышеперечисленные задачи как на этапах установки, инсталляции и монтажа современных дизельных генераторов, так и на этапе проектирования системы гарантированного электропитания для вашей задачи.

Удачи!

Comments for this post are closed.